Научно-методическая работа

Организация самостоятельной работы, развивающей творческую активность студентов

Организация самостоятельной работы, развивающей творческую активность студентов

Е.В. Шукшина

Одним из важнейших условий успешности обучения математике будущих технологов молока и мяса является возбуждение и развитие интереса к ней.

Задача преподавателя – организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей будущих специалистов, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Студентов необходимо учить делать самостоятельные наблюдения, высказывать, проверять предположения и догадки, уметь делать обобщение изучаемых факторов, творчески применять знания в новых, изменяющихся ситуациях.

Важным элементом математического воспитания следует признать воспитание творческой активности студентов.

Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел студентов, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи полученных и вновь добываемых знаний.

Студенты легче усваивают новые знания, если им понятна цель их изучения, связь нового с известным материалом, если новое свойство, новая закономерность подмечены самими студентами. Тогда появляется стремление сформулировать новое положение, самостоятельно найти способы его доказательства, его применения к решению задач. Помочь студентам можно различными путями. Одним из таких путей является правильно организованная самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа, организуемая при подготовке к усвоению новых знаний, для технологов молока и мяса имеет большое значение, ее можно организовать:

  • в процессе установления связям нового материала с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками;
  • при создании поисковой ситуации и раскрытии перспективы предстоящей учебной работы;
  • в ходе переноса приобретенных приемов познавательной деятельности при овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Проведение самостоятельной работы при повторении надо организовать так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала бы всестороннему развитию студентов.

При организации повторения основную роль должны играть так называемые опережающие самостоятельные работы следующих видов:

Умелое применение таких видов самостоятельных работ, как лабораторные и практические работы, самостоятельные работы с логическими заданиями, выполняемые с помощью перфокарт, с кодированными ответами, устные и домашние самостоятельные работы, помогают не только углублять, совершенствовать имеющиеся знания и навыки, но и развивать творческую активность будущих специалистов.

Проследим это на примере подготовки студентов к усвоению темы «Приближенные вычисления» (эта тема является одной из трудных для студента, но знание этой темы необходимо технологам и механикам). Перед изучением этой темы были проведены экскурсии в химический и физический кабинеты для того, чтобы проследить за взвешиванием различных предметов на различных весах. Организована была практическая работа по измерению отрезков различной длины дома, на местности, в кабинете, тетрадях, на доске. При каждом измерении студентам предлагалось указать, с какой точностью оно произведено, чем обусловлена эта точность.

Все, что студенты наблюдали на экскурсиях и при проведении практических работ, обобщалось во время беседы о точных и приближенных значениях величин. При таком подходе к теме приближенные числа представляются будущим технологам как числа, заслуживающие к себе внимания, у них возникает потребность научиться производить действия над ними, что и осуществляется на всех последующих занятиях.

Одним из условий успешной подготовки технологов молока и мяса к овладению новым материалом являются самостоятельные работы, организуемые при создании проблемной ситуации и раскрытии перспективы предстоящей профессиональной деятельности. Основное назначение подобных работ – открыть или усвоить некоторые субъективно новые, ранее не известные знания или способы действия, являющиеся предметом поиска, без открытия которых выполнение всего задания становится невозможным.

Достигается это в том случае, если студенты на собственном опыте, в процессе самостоятельной работы, убеждаются в необходимости овладения тем или иным материалом. В результате самостоятельных размышлений студенты прибегают к разного рода логическим операциям, у них развивается способность к анализу, синтезу, их умственный труд протекает с максимальным напряжением. Образуются многообразные связи, что и характеризует высокий уровень умственной деятельности, способствующий более оптимальному усвоению нового материала.

Важное значение в процессе подготовки студентов к усвоению нового учебного материала приобретает организация самостоятельной работы в ходе формирования у студентов умения переносить приобретенные приемы познавательной деятельности на овладение новыми знаниями.

Необходимость такой работы объясняется тем, что зачастую студенты, владея определенным кругом приемов познавательной деятельности, связанной с усвоенными знаниями, не могут применить их к новым условиям, к новой ситуации.

Кроме того, опыт показывает, что при проведении самостоятельных работ на этапе текущего повторения большое значение в обучении математике технологов молока и мяса имеет применение разнообразных технических средств.

На занятиях мною используются различные схемы, чертежи, карточки с заданиями, таблицы, плакаты, вычислительные и измерительные инструменты, диаграммы, а также используется интерактивная доска и презентации, созданные в программе PowerPoint. Для построения графиков функций активно используем программу MicrosoftExcel.

Применение различных технических средств акцентирует внимание студентов на главном, способствует хорошей тренировке, с помощью их удается в сравнительно короткое время проверить уровень знаний студентов, осуществить связь и организовать дальнейшее обучение студентов.

Обобщая изложенное, следует сказать, что организация самостоятельной работы на этапе текущего повторения значительно стимулирует процесс обучения.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы:

Одним из путей развития творческой активности студентов, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельных работ на этапе текущего повторения.

Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки студентов.

Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы представляют собой действенное средство борьбы с формализмом в знаниях студентов.

Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учета знаний студентов, помогает мобилизовать деятельность студентов, способствует развитию мышления студентов.


Научно-методическая работа

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией –заканчивается, чтобы потом затем все началось сначала.» Л.В.Беспалько

Логика социально-экономического развития нашей страны такова, что у российского образования уже не осталось выбора - меняться или нет. Никакие конъюнктурные соображения, никакие временные отклонения от долгосрочной стратегии, связанные с субъективными факторами, не смогут остановить качественных преобразований призванных обеспечить соответствие системы образования новым вызовам времени.

Рыночной экономике необходим высокий уровень квалификации работника, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда. В связи с этим задача повышения качества подготовки специалистов в профессиональной школе становится первоочередной и для образовательного учреждения, и для системы профессионального образования в целом. Это требует отказа от метода работы «кто, что умеет» и перехода к проектированию и построению процесса образования студентов на научно-обоснованных рекомендациях ученых, использовании технологий обучения, гарантирующих достижение необходимых результатов.

Наше учебное заведение – Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности осознало свою ответственность перед сегодняшними и будущими студентами, перед экономикой страны, перед пищевой отраслью. Мы готовы идти на серьезные изменения, реализовывать инновационные образовательные проекты, для обеспечения высокого качества подготовки специалистов.

Чтобы эта работа носила системный, целенаправленный характер в колледже в 2005/06 годах составлена программа модернизация образования на основании Российской программы модернизации. Авторство нашей модели модернизации работы учебного заведения в построении ее по принципам развития: вариативности, регионализации, непрерывности, автономности гуманизации, гуманитаризации, эффективности социального взаимодействия, экономического развития и технологизации. Эта программа не только определяет задачи, основные направления, но имеет конкретные перечни мероприятий с обозначенными сроками реализации и исполнителями.

В современной Российской действительности все острее встает вопрос значимости технологий. Модернизацию деятельности нашего образовательного учреждения мы связываем с внедрением природно-рефлексивной технологии саморазвития человека - школа «Саморазвитие человека» профессора Волжской инженерно-педагогической академии, заведующей кафедрой профессиональных педагогических технологий К.Я. Вазиной. У этой школы мы заимствуем модель современного учебного заведения, построенную на технологической организации жизнедеятельности (административная педагогическая, профессиональная, воспитательная, информационная технологии), обеспечивающую непрерывное общее и профессиональное саморазвитие руководителей, педагогов и обучающихся (с пакетом технологической документации).

Всем известно, что более 75% материальных средств обучения, в том числе и учебники, и учебные пособия не обновлялись в течение последних 20-25 лет. Чтобы обеспечить современный опережающий уровень подготовки кадров наши педагоги разработали, разрабатывают и используют в учебном процессе авторские рабочие тетради.

В современных условиях актуальность нового подхода к педагогической подготовке преподавателей все больше возрастает и становится критерием выживания учебного заведения. Если учебное заведение в своей профессиональной позиции самоопределилось на обслуживании заказчиков по их адаптации к условиям социальных перемен, то оно строит свою работу на высоком профессионализме преподавателей, внедрении инновационных технологий образования.

Здесь очень важна квалифицированная помощь ученых. Для актуализации педагогических проблем в нашем коллективе большое значение имела работа с Учебным центром ФИРО над темой: «Разработка мотивационных механизмов деятельности педагогического и студенческого коллективов на основе этических регламентов (этических кодексов, норм поведения)». Эта работа выполнялась коллективом из 23 педагогов и помогла определиться, понять, почему это для нас важно, может ли это быть использовано на практике, какую проблему поможет разрешить, какие собственные способности развить.

Также немаловажное значение имело вхождение колледжа в образовательный округ Мордовского Государственного университета имени Н.П. Огарева в качестве представительства. Около 1000 выпускников колледжа повышают уровень своего образования по базовым специальностям подготовки по заочной ускоренной форме обучения.

Педагоги колледжа получили более доступную и широкую возможность сотрудничества с коллегами из университета, что уже нашло отражение в повышении качества методического обеспечения учебного процесса, его информатизации. Повышение педагогической квалификации в нашем учебном заведении ведется различными способами:
- проведением курсов, учебой педагогов;
- стажировкой педагогов на базовых предприятиях, на кафедрах МГУ им. Н.П. Огарева;
- обучением и тренингом в школе педагогического мастерства, семинарах, начинающего преподавателя, классных руководителей, молодого классного руководителя;
- работой в инициативных группах, внедряющих инновационные технологии и проводящих научно-исследовательскую деятельность.

В учебном заведении выпущено методическое пособие, включающее в себя анализ внедрения инноваций в образовательный процесс, значение этого фактора в развитии профессионального мастерства преподавателей и опыт разработки, внедрения инновационных методических средств учебных дисциплин. В нашем педагогическом коллективе управление развитием профессионального мастерства строится на взаимодействии трех функций:
1) воспроизводящей, связанной с сохранением традиционных ценностей;
2) развивающей, направленной на создание инновационных образцов в рамках действующей системы образования;
3) прогрессивной, позволяющей осваивать новые формы образования.

Демократизация общества переориентировала ценностные критериальные подходы к системе образования, как сфере духовного обслуживания человека. Это в корне меняет функции преподавателя, ориентирует его деятельность на создание условий для развития обучаемых, формирование в них потребностей и способностей субъекта учебного процесса, обеспечение норм всех форм общественного сознания, требует от преподавателя высочайшей квалификации и не только по своей специальности, но и педагогической.

Инновационная работа в колледже привела к развитию рефлексивных способностей коллектива; необходимости постоянно решать проблемы самосовершенствования, самообразования, саморазвития. Работники колледжа активно участвуют во всероссийских, региональных, республиканских конкурсах.

Образовательные процессы происходят везде и всюду – это процессы осознания. В учебном заведении образовательный процесс специально организован специалистами-преподавателями, и поэтому результат его не может быть случайным. Для коллектива колледжа имело большое значение, что в 2006 году учебное заведение было назначено базовым среди ссуз Республики Мордовия, а директор колледжа возглавил Совет директоров ссуз. Достижения и проблемы других учебных заведений более явственно для нас проявились, мы получили открытый доступ к изучению передового педагогического опыта коллег, получили возможность внедрять свои педагогические идеи, осуществлять технологические подходы в работу этой общественной организации. Научно-методический центр Совета директоров имеет 12 методических объединений и в рамках этой организации проводится очень большая и полезная работа, однако, к сожалению, она никак не финансируется.

Кадры решают все

Кадровый потенциал колледжа - это источники, возможности, средства, запасы которые могут быть использованы для решения задачи, достижения целей в образовательной области. В колледже около 70% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, три молодых преподавателя завершают обучение в аспирантуре. Для оценки профессиональных, личностных качеств педагогов, мастеров производственного обучения нами было проведено исследование кадрового потенциала по 8 направлениям:
1. Оценка демографического состава педагогического коллектива 
2. Готовность к профессиональной деятельности.
3. Личностные качества, влияющие на профессиональную деятельность.
4. Личностные качества, влияющие на построение отношений (межличностных, профессиональных).
5. Основные свойства социальной активности людей в межличностных отношениях
6. Самоаттестация группы как коллектива.
7. Исследование уровня общительности.
8. Исследование уровня технологической культуры педагога.

Такие исследования помогают осознать стратегию собственного развития, серьёзно продвинуться в освоении новых управленческих компетентностей. При подготовке к III-му Всероссийскому форуму руководителей образовательных учреждений мы осмысливали вопрос: «Какая наша идея смогла бы привлечь ваше внимание как инновационная идея или бизнес – идея?», и пришли к выводу: это опыт социального партнерства с пищевой промышленностью через систему «предприятие-колледж».

Особо успешное сотрудничество колледж осуществляет с мясоперерабатывающим комплексом в Агрохолдинге «Талина» Республики Мордовия и передовым предприятием отрасли ОАО Сыродельным комбинатом «Ичалковский».

Адресная подготовка выпускников позволяет обеспечить более высокое качество образования, быструю адаптацию к выполнению профессиональных обязанностей руководителей участков.

Мониторинг деловых качеств выпускников проводят совместно педагоги колледжа, а также инженерно-техническая и кадровая служба предприятия. Экспериментальные учебные планы изменяют структуру подготовки, отводя на теоретическую часть 30% времени, практическую – 70% с выполнением профессиональных обязанностей руководителей участков на предприятиях.

Эта категория выпускников быстро и успешно вливается в производственный коллектив. В качестве примера могу привести следующий: сразу после выпуска бывшая наша студентка экспериментальной группы Панафенова Ольга работает главным технологом мясоперерабатывающего комбината и успешно продолжает свое образование в вузе заочно.

Для такой формы обучения, а также для интенсификации и модернизации практической подготовки студентов большую творческую методическую работу проделали наши мастера производственного обучения.

Принято говорить, что к проблемам образования общество обращается в моменты внутренних переломов, когда нация осознает необходимость «изучать себя». Для достижения эффективного функционирования ССУЗов требуется так организовать использование образовательных ресурсов, чтобы результаты деятельности системы образования соответствовали потребностям развития страны, региона, интересам студентов, родителей, работодателей и т.д. И здесь очень важна помощь местной власти, руководства.

Хочется с признательностью отметить, что только благодаря помощи, Главы Республики Мордовия Н.И. Меркушкина колледж получил в 2002 году новый учебно-лабораторный корпус за 150 млн. руб., а в 2004 году открылся спортивный комплекс размерами 64´24 метра и стоимостью около 20 млн. руб.

Наш коллектив не забывает добро и отвечает на заботу активностью и творчеством.


personalnyedannyedeti


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам