Пачина Мария Михайловна
Ф.И.О. - Пачина Мария Михайловна
Занимаемая должность - Преподаватель
Преподаваемые дисциплины - Русский язык
Данные о повышении квалификации - ГБУ ДПО "МРИО" 2017 г.
Образование, квалификация по диплому - Высшее, филолог
Педагогический стаж работы - 34
Квалификационная категория - Высшая квалификационная категория
Представление педагогического опыта
«Учитель живёт до тех пор, пока он учится.
Как только он перестаёт учиться,
в нём умирает учитель».
К.Д. Ушинский
Из опыта работы преподавателя ГБПОУ РМ «ТКММП»
Пачиной Марии Михайловны
Дата рождения: 18.05.1960г.
Образование: высшее, Мордовский ордена Дружбы народов госуниверситет имени Н.П.Огарёва, 1984 год. Специальность: мордовский язык и литература, русский язык и литература.
Общий трудовой стаж: 38 лет
Методическая тема, над которой работает преподаватель:
«Развитиетворческих способностей студентовна уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий».
В основе опыта рассматривает планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. А также отслеживание результатов и достижения поставленной цели.
Цели: улучшить учебную мотивацию, развивать познавательные интересы к русскому языку и литературе;обеспечивать высокий уровень содержания образования, активности учебного процесса и достижения высокого уровня усвоения содержания образования; помочь студенту познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
В связи с новыми целями качественно меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения.
Уроки русского языка и литературы направлены на развитие творческих способностей студентовна уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий, а этому способствуют именно коллективные способы обучения.
Преподаватель активно изучает и внедряет в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.Применяет активные формы и методы проведения занятий (эвристические беседы, индивидуальный, групповой и фронтальный опрос, зачеты, практикумы, тестирование, семинары, экскурсии, путешествия, уроки - игры, творческие мастерские, защита проекта, уроки - конференции, уроки-экскурсии, интегрированные уроки с преподавателями гуманитарных дисциплин).
Через систему уроков она старается сформировать умения критически мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить желание в обучающихся проявлять творческую инициативу, постоянно стремится найти пути решения, проблемы повышения интереса к предмету и качества знаний.
Такие уроки формируют общественное сознание, эстетический и художественный вкус студентов и их жизненные идеалы, воспитывают любовь к природе, к Родине.
Для повышения мотивации к изучению русского языка и литературы и привития интереса и любви к предмету организовывает поисковую, исследовательскую, краеведческую работу, формирует устойчивый интерес к учебному предмету и учению в целом через систему внеклассной работы.
Преподаватель является классным руководителем, работает с полной ответственностью, требовательна к себе и к студентам, внимательно относится к воспитуемым, учитывает психологические особенности обучающихся, уделяет внимание формированию коллектива, ведет работу над воспитанием таких качеств, как честность, порядочность, доброта.
В практику внеклассной работы вошли игры, конкурсы, викторины, КВНы, вечера, экскурсии, устные журналы.
Она использует во внеклассной деятельности интерактивные методы и приёмы: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «Литература. Искусство. Культура», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности.
Вместе со студентами было подготовлено и проведено большое количество классных часов и вечеров на различные темы:
- «Поговорим о толерантности»,
- «Жить на свете стоит!..» Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А.Есенина,
- Литературно-музыкальная композиция «Девушку Чайкой зовут», посвященная 50-летию полета в космос первой женщины - космонавта Валентины Терешковой,
- IV Республиканский поэтический конкурс среди студентов средних специальных учебных заведений Республики Мордовия«. . . Ты ведь тоже Россия, край мордовский, родной . . .»
Повышение профессионализма осуществляется через:
-Курсы повышения квалификации (ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, 2011г.; ГБОУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования», 2014 г.).
- Заседания педагогического совета (Об опыте применения здоровьесберегающих технологий по формированию информационной культуры студентов при работе на компьютере).
- Заседания педагогического мастерства (Мастер – класс: по формам и методам проведения внеклассной работы со студентами колледжа).
Принимает участие в работе Совета директоров Республики Мордовия, участвует в конкурсах различных уровней, где добивается определенных результатов:
- Республиканский конкурс видеоуроков – Iместо;
- Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок» - победитель в номинации «За краеведческий аспект преподавания и творческое представление урока», 2011 – 2012 учебный год.
В 2014 – 2015 учебном году принимает участие в Республиканской сетевой экспериментальной площадке МРИО на базе ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «ТКММП». Тема: «Разработка и внедрение механизмов формирования положительной мотивации деятельности преподавателей и студентов как условие их успешности». Направление:«Теория равенства».
Студенты колледжа под руководством педагогов принимали участие в различных конкурсах по учебной деятельности:
- Конкурс исследовательских работ на тему:«Моя малая Родина», 3 место, 2012-2013учебный год;
-Конкурс проектных работ на тему: «Разработка юбилейной медали, посвященной 85-летию создания Торбеевского района Республики Мордовия»,1 место, 2012-2013 учебный год;
- Конкурс исследовательских работ на тему: «Применение бактериальных заквасок для оптимизации функционально-технологических свойств мясного сырья и улучшение качества получаемой продукции», 1 место,2013-2014учебный год.
- Всероссийская научная конференция «Студенческий научный форум 2013».
Состояние и работа кабинета литературы и русского языка являются существенно
важным показателем постановки преподавания предметов, так как в нем организуется и получает отражение вся методическая работа учителя.
Оборудование кабинета включает учебно-нормативные, научно-методические документы и материалы, системно отражающие содержание работы кабинета: нормативные документы; примерные учебные программы по предметам; учебно-методическую документацию (календарно-тематические планы, рабочие программы); отчетность; рекомендации; методические разработки преподавателей; аудиовидеотеку; информационные ресурсы на электронных носителях; наглядные материалы, иллюстрирующие работу кабинета.
Внеклассные занятия - это неотъемлемая часть всей учебно - воспитательной работы. Внеурочная деятельность развивает самостоятельность, творческую инициативу студента, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности. Задачи внеурочной деятельности:
- расширить, углубить и дополнить знания, умения и навыки, получаемые обучающимися на уроках;
- научить самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность - выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы;
- выявлять одаренных студентов и воспитывать у обучающихся веру в свои силы.
В практику внеклассной работы вошли игры, конкурсы, викторины, семинары, КВНы, вечера, экскурсии, устные журналы:
- Семинар: «Чувства добрые я лирой пробуждал»;
- Вечер-конкурс «О великий, могучий…»;
-Дискуссия «Почему мы так говорим? Или происхождение некоторых крылатых фраз»;
- Литературный вечер. Николай Гумилев- поэт «серебряного века»;
- Викторина по русскому языку. Фонетика, графика и орфография.
Хорошо организованные меропиятия воспитывают у студентов не только силу, ловкость, быстроту и выносливость, но и чувство товарищества, дисциплинированности, волю, способность преодолевать трудности.
Одним из видов внеклассной работы по предмету является Неделя русского языка и литературы. Цели проведения: привить любовь к русскому языку и литературе; повысить интерес студентов к предметам, расширить кругозор знаний.
Предметная неделя предусматривает использование современных образовательных технологий: игровой деятельности, информационно – компьютерной, критического мышления. Для активизации мыслительной деятельности студентов используются наглядные пособия, игры, конкурсы, викторины, занимательные уроки с применением ИКТ. Предметная неделя позволяет учащимся раскрыть свой творческий потенциал.
Преподаватель участвует в конкурсах различных уровней, где добивается определенных результатов:
- Республиканский конкурс видеоуроков – Iместо;
- Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок» - победитель в номинации «За краеведческий аспект преподавания и творческое представление урока», 2011 – 2012 учебный год;
Студенты под руководством преподавателя принимают участие в мероприятиях различных уровней по учебной деятельности:
- в республиканском конкурсе исследовательских работ «Моя малая Родина», 2012г., III место;
- в заочном конкурсе исследовательских и проектных работ студентов ССУЗ РМ, посвящённом Году Российской истории и патриотизму российского народа, 2013г.,I место;
- в VI международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2014»;
- в I Республиканском поэтическом конкурсе студентов средних специальных учебных заведений РМ «Поэзия-душа святая», 2013г., I место;
- в Республиканском молодёжном фестивале, посвящённом юбилейным датам 2013 года, 2013г., II место.
Динамика результативности по учебной дисциплине «Русский язык»:
за 2011-2012 г.г. – 65,0%
за 2012-2013 г.г. – 68,2%
за 2013-2014 г.г. – 72,8%