Кроссворд как форма рубежного контроля

Кроссворд как форма рубежного контроля

Г.В. Сидько

Задача современного учебного заведения – подготовка конкурентоспособного специалиста.

Информационный бум, сопровождающий нашу жизнь, заставляет нас, педагогов, пересматривать традиционные формы работы, переосмысливать содержание образования. Развитие науки, общества, новых технологий идет столь быстрыми темпами, что новые знания достаточно быстро теряют свою актуальность, устаревают. Знаниевый подход в образовании не способен на современном этапе развития общества и системы образования оставаться ведущим, как, например, 50 лет назад. Сейчас многим специалистам стал привычен термин «период полураспада знаний». Это промежуток времени, за который знания устаревают на 50%. В сфере высоких технологий этот период составляет два года. В других отраслях он может достигать шести-восьми лет. Но в любом случае он очень короткий и все время сокращается. В связи с этим в последнее десятилетие активно внедряются инновационные методики, использующие новые, прогрессивные технологии. Но можно использовать проверенные формы и методы работы, привнося в них элемент творчества, нестандартности, что не в меньшей степени способствует развитию думающих молодых людей, способных творчески, нестандартно подходить к решению проблем, принимать самостоятельные решения.

В современном начальном профессиональном образовании существует немало приемов, способов и методов, будирующих творческую активность учащихся. Среди них, несомненно, достойное место занимает такой вид, как составление кроссвордов.

Кроссворд – удобная форма активизации мышления учащихся. В процессе подготовки кроссворда учащемуся необходимо тщательно прорабатывать теоретический и практический материал, обращаться не только к лекциям и учебникам, но и к дополнительной и справочной литературе. В ходе такой проработки и отбора материала учащийся, без сомнения, более глубоко усваивает уже полученный материал и приобретает дополнительную информацию, которая постепенно накапливается, формируя более высокий уровень знаний. В то же время нестандартная форма задания стимулирует нестандартный подход к выполнению данного задания, следовательно, активизируется не только познавательная деятельность, но и творческое начало будущих специалистов. 

Целесообразно кроссворд использовать как форму рубежного контроля по окончании изучения материала модуля.

В курсе освоения дисциплины «Основы права» составление тематических кроссвордов – удобная и эффективная форма рубежного контроля по окончании изучения модулей «основы государственного права» и основы трудового права».

Опыт использования такой формы работы показывает, что в основном учащиеся неформально подходят к выполнению данного задания. Можно выделить следующие преимущества использования кроссвордов как формы рубежного контроля:

  1. повторение изученного материала с выходом на более глубокий уровень проработки; 
  2. освоение студентами базовых понятий дисциплины;
  3. расширение активного словарного запаса;
  4. творческая и исследовательская работа над словом; приобретение практических навыков правильного и точного формулирования вопросов и заданий и как итог – развитие грамотной культурной речи;
  5. творческое отношение к заданию, способствующее развитию креативного мышления студентов, выработке ими нестандартного решения;
  6. повышение интереса к дисциплине и неравнодушие к результатам своей работы.

Таким образом, использование такой формы работы, как составление тематических кроссвордов, позволяет добиться более качественного усвоения материала дисциплины при повышении заинтересованности студентов в результатах работы и развитии их творческого потенциала.