Развитие коммуникативной компетентности у будущих специалистов

Развитие коммуникативной компетентности у будущих специалистов

Ф.Ф. Петяйкин

Одним из инновационных подходов в подготовке профессиональных кадров для мясной и молочной промышленности является вооружение студентов умениями творчески и разносторонне решать профессиональные задачи. Профессиональная подготовка во всех видах деятельности - это взаимоотношения в обществе, и главной задачей становиться подготовить коммуникабельноразвитую личность. А это возможно благодаря общению.

В настоящее время для повышения качества образования одним из востребованных становится компетентностный подход.

Общение специалиста многогранно, многофункционально и он должен уметь общаться в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения, уметь понимать других людей. Именно будущему специалисту в процессе обучения обязательно должны даваться навыки правильного, “профессионального”, компетентного общения, т.е. необходимо развивать у него профессиональную коммуникативную компетентность как необходимое условие успешной реализации личности в процессе профессиональной деятельности.

И одной из основных компетенций является коммуникативная компетентность, которая рассматривается, как способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, выстраивать общение и взаимодействие с другими людьми.

"Коммуникативная компетентность - это такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, какой требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе".Люди не просто обмениваются знаниями, но стремятся при этом выработать общий смысл, что возможно, если информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса - совместное постижение предмета общения.

Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. Развитие коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Формирование и становление коммуникативной компетентности может быть через чтение проблемных лекций и докладов с активным участием будущих специалистов, проведение деловых игр, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы и тренинги, работы парами, в командах и т.п.

Компетентность в "обращении", т.е. поведенческий компонент в общении прежде все включает в себя свободное владение вербальными и невербальными средствами поведения. К ним относится звуковая речь с использованием многочисленных фонетических и невербальных элементов, письменная речь и собственно невербальные средства (такие, как поза, аранжировка пространства и т.д.). Нередко такую часть компетентности обозначают понятием "техника общения". Техника общения является важным элементом профессиональной деятельности, ориентированной на общение. Это, в первую очередь, соотносится с выполнением социальных ролей. Поведенческий компонент компетентности в общении, таким образом, заключается в умении эффективно использовать разнообразные средства общения. Таким образом, в успешности труда в профессиях особое внимание уделяется знаниям, умениям, способностям профессионала в общении.

Деятельность специалиста в любой сфере - это взаимоотношения в обществе, носит коммуникативный характер и во многом состоит из процесса общения.

Коммуникация между специалистом и людьми, которым необходима поддержка и психологическая помощь, представляет собой общественно-коммуникативную активность специалиста по работе в процессе обмена информации, взаимовлияния и отношения людей друг к другу. Общение здесь носит, как правило, контактный, непосредственный, межличностный характер.

Умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, лаконично излагать свою мысль, умение слушать и слышать оппонента – важные умения, необходимые для формирования коммуникативной и социокультурной компетенций.

Таким образом, формирование и становление коммуникативной компетентности студентов позитивно влияет на профессиональный уровень будущих специалистов, их творческую самореализацию, совершенствование их деятельности. Изучение основ способствует осмыслению будущими специалистами ее значимости для профессиональной деятельности.

Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Такие люди, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственна контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.

Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.

Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения.

Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек - человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности технологов, инженеров, юристов, следователей, бизнесменов.

Концепция подготовки специалиста включает:

Стратегия подготовки специалиста должна учитывать следующие моменты:

Студенты, овладевшие коммуникативной компетентностью, смогут успешно и результативно решать профессиональные задачи.