Организация самостоятельной работы, развивающей творческую активность студентов

Организация самостоятельной работы, развивающей творческую активность студентов

Е.В. Шукшина

Одним из важнейших условий успешности обучения математике будущих технологов молока и мяса является возбуждение и развитие интереса к ней.

Задача преподавателя – организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей будущих специалистов, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Студентов необходимо учить делать самостоятельные наблюдения, высказывать, проверять предположения и догадки, уметь делать обобщение изучаемых факторов, творчески применять знания в новых, изменяющихся ситуациях.

Важным элементом математического воспитания следует признать воспитание творческой активности студентов.

Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел студентов, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи полученных и вновь добываемых знаний.

Студенты легче усваивают новые знания, если им понятна цель их изучения, связь нового с известным материалом, если новое свойство, новая закономерность подмечены самими студентами. Тогда появляется стремление сформулировать новое положение, самостоятельно найти способы его доказательства, его применения к решению задач. Помочь студентам можно различными путями. Одним из таких путей является правильно организованная самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа, организуемая при подготовке к усвоению новых знаний, для технологов молока и мяса имеет большое значение, ее можно организовать:

  • в процессе установления связям нового материала с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками;
  • при создании поисковой ситуации и раскрытии перспективы предстоящей учебной работы;
  • в ходе переноса приобретенных приемов познавательной деятельности при овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Проведение самостоятельной работы при повторении надо организовать так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала бы всестороннему развитию студентов.

При организации повторения основную роль должны играть так называемые опережающие самостоятельные работы следующих видов:

Умелое применение таких видов самостоятельных работ, как лабораторные и практические работы, самостоятельные работы с логическими заданиями, выполняемые с помощью перфокарт, с кодированными ответами, устные и домашние самостоятельные работы, помогают не только углублять, совершенствовать имеющиеся знания и навыки, но и развивать творческую активность будущих специалистов.

Проследим это на примере подготовки студентов к усвоению темы «Приближенные вычисления» (эта тема является одной из трудных для студента, но знание этой темы необходимо технологам и механикам). Перед изучением этой темы были проведены экскурсии в химический и физический кабинеты для того, чтобы проследить за взвешиванием различных предметов на различных весах. Организована была практическая работа по измерению отрезков различной длины дома, на местности, в кабинете, тетрадях, на доске. При каждом измерении студентам предлагалось указать, с какой точностью оно произведено, чем обусловлена эта точность.

Все, что студенты наблюдали на экскурсиях и при проведении практических работ, обобщалось во время беседы о точных и приближенных значениях величин. При таком подходе к теме приближенные числа представляются будущим технологам как числа, заслуживающие к себе внимания, у них возникает потребность научиться производить действия над ними, что и осуществляется на всех последующих занятиях.

Одним из условий успешной подготовки технологов молока и мяса к овладению новым материалом являются самостоятельные работы, организуемые при создании проблемной ситуации и раскрытии перспективы предстоящей профессиональной деятельности. Основное назначение подобных работ – открыть или усвоить некоторые субъективно новые, ранее не известные знания или способы действия, являющиеся предметом поиска, без открытия которых выполнение всего задания становится невозможным.

Достигается это в том случае, если студенты на собственном опыте, в процессе самостоятельной работы, убеждаются в необходимости овладения тем или иным материалом. В результате самостоятельных размышлений студенты прибегают к разного рода логическим операциям, у них развивается способность к анализу, синтезу, их умственный труд протекает с максимальным напряжением. Образуются многообразные связи, что и характеризует высокий уровень умственной деятельности, способствующий более оптимальному усвоению нового материала.

Важное значение в процессе подготовки студентов к усвоению нового учебного материала приобретает организация самостоятельной работы в ходе формирования у студентов умения переносить приобретенные приемы познавательной деятельности на овладение новыми знаниями.

Необходимость такой работы объясняется тем, что зачастую студенты, владея определенным кругом приемов познавательной деятельности, связанной с усвоенными знаниями, не могут применить их к новым условиям, к новой ситуации.

Кроме того, опыт показывает, что при проведении самостоятельных работ на этапе текущего повторения большое значение в обучении математике технологов молока и мяса имеет применение разнообразных технических средств.

На занятиях мною используются различные схемы, чертежи, карточки с заданиями, таблицы, плакаты, вычислительные и измерительные инструменты, диаграммы, а также используется интерактивная доска и презентации, созданные в программе PowerPoint. Для построения графиков функций активно используем программу MicrosoftExcel.

Применение различных технических средств акцентирует внимание студентов на главном, способствует хорошей тренировке, с помощью их удается в сравнительно короткое время проверить уровень знаний студентов, осуществить связь и организовать дальнейшее обучение студентов.

Обобщая изложенное, следует сказать, что организация самостоятельной работы на этапе текущего повторения значительно стимулирует процесс обучения.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы:

Одним из путей развития творческой активности студентов, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельных работ на этапе текущего повторения.

Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки студентов.

Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы представляют собой действенное средство борьбы с формализмом в знаниях студентов.

Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учета знаний студентов, помогает мобилизовать деятельность студентов, способствует развитию мышления студентов.



personalnyedannyedeti


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам