Научно-методическая работа

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией –заканчивается, чтобы потом затем все началось сначала.» Л.В.Беспалько

Логика социально-экономического развития нашей страны такова, что у российского образования уже не осталось выбора - меняться или нет. Никакие конъюнктурные соображения, никакие временные отклонения от долгосрочной стратегии, связанные с субъективными факторами, не смогут остановить качественных преобразований призванных обеспечить соответствие системы образования новым вызовам времени.

Рыночной экономике необходим высокий уровень квалификации работника, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда. В связи с этим задача повышения качества подготовки специалистов в профессиональной школе становится первоочередной и для образовательного учреждения, и для системы профессионального образования в целом. Это требует отказа от метода работы «кто, что умеет» и перехода к проектированию и построению процесса образования студентов на научно-обоснованных рекомендациях ученых, использовании технологий обучения, гарантирующих достижение необходимых результатов.

Наше учебное заведение – Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности осознало свою ответственность перед сегодняшними и будущими студентами, перед экономикой страны, перед пищевой отраслью. Мы готовы идти на серьезные изменения, реализовывать инновационные образовательные проекты, для обеспечения высокого качества подготовки специалистов.

Чтобы эта работа носила системный, целенаправленный характер в колледже в 2005/06 годах составлена программа модернизация образования на основании Российской программы модернизации. Авторство нашей модели модернизации работы учебного заведения в построении ее по принципам развития: вариативности, регионализации, непрерывности, автономности гуманизации, гуманитаризации, эффективности социального взаимодействия, экономического развития и технологизации. Эта программа не только определяет задачи, основные направления, но имеет конкретные перечни мероприятий с обозначенными сроками реализации и исполнителями.

В современной Российской действительности все острее встает вопрос значимости технологий. Модернизацию деятельности нашего образовательного учреждения мы связываем с внедрением природно-рефлексивной технологии саморазвития человека - школа «Саморазвитие человека» профессора Волжской инженерно-педагогической академии, заведующей кафедрой профессиональных педагогических технологий К.Я. Вазиной. У этой школы мы заимствуем модель современного учебного заведения, построенную на технологической организации жизнедеятельности (административная педагогическая, профессиональная, воспитательная, информационная технологии), обеспечивающую непрерывное общее и профессиональное саморазвитие руководителей, педагогов и обучающихся (с пакетом технологической документации).

Всем известно, что более 75% материальных средств обучения, в том числе и учебники, и учебные пособия не обновлялись в течение последних 20-25 лет. Чтобы обеспечить современный опережающий уровень подготовки кадров наши педагоги разработали, разрабатывают и используют в учебном процессе авторские рабочие тетради.

В современных условиях актуальность нового подхода к педагогической подготовке преподавателей все больше возрастает и становится критерием выживания учебного заведения. Если учебное заведение в своей профессиональной позиции самоопределилось на обслуживании заказчиков по их адаптации к условиям социальных перемен, то оно строит свою работу на высоком профессионализме преподавателей, внедрении инновационных технологий образования.

Здесь очень важна квалифицированная помощь ученых. Для актуализации педагогических проблем в нашем коллективе большое значение имела работа с Учебным центром ФИРО над темой: «Разработка мотивационных механизмов деятельности педагогического и студенческого коллективов на основе этических регламентов (этических кодексов, норм поведения)». Эта работа выполнялась коллективом из 23 педагогов и помогла определиться, понять, почему это для нас важно, может ли это быть использовано на практике, какую проблему поможет разрешить, какие собственные способности развить.

Также немаловажное значение имело вхождение колледжа в образовательный округ Мордовского Государственного университета имени Н.П. Огарева в качестве представительства. Около 1000 выпускников колледжа повышают уровень своего образования по базовым специальностям подготовки по заочной ускоренной форме обучения.

Педагоги колледжа получили более доступную и широкую возможность сотрудничества с коллегами из университета, что уже нашло отражение в повышении качества методического обеспечения учебного процесса, его информатизации. Повышение педагогической квалификации в нашем учебном заведении ведется различными способами:
- проведением курсов, учебой педагогов;
- стажировкой педагогов на базовых предприятиях, на кафедрах МГУ им. Н.П. Огарева;
- обучением и тренингом в школе педагогического мастерства, семинарах, начинающего преподавателя, классных руководителей, молодого классного руководителя;
- работой в инициативных группах, внедряющих инновационные технологии и проводящих научно-исследовательскую деятельность.

В учебном заведении выпущено методическое пособие, включающее в себя анализ внедрения инноваций в образовательный процесс, значение этого фактора в развитии профессионального мастерства преподавателей и опыт разработки, внедрения инновационных методических средств учебных дисциплин. В нашем педагогическом коллективе управление развитием профессионального мастерства строится на взаимодействии трех функций:
1) воспроизводящей, связанной с сохранением традиционных ценностей;
2) развивающей, направленной на создание инновационных образцов в рамках действующей системы образования;
3) прогрессивной, позволяющей осваивать новые формы образования.

Демократизация общества переориентировала ценностные критериальные подходы к системе образования, как сфере духовного обслуживания человека. Это в корне меняет функции преподавателя, ориентирует его деятельность на создание условий для развития обучаемых, формирование в них потребностей и способностей субъекта учебного процесса, обеспечение норм всех форм общественного сознания, требует от преподавателя высочайшей квалификации и не только по своей специальности, но и педагогической.

Инновационная работа в колледже привела к развитию рефлексивных способностей коллектива; необходимости постоянно решать проблемы самосовершенствования, самообразования, саморазвития. Работники колледжа активно участвуют во всероссийских, региональных, республиканских конкурсах.

Образовательные процессы происходят везде и всюду – это процессы осознания. В учебном заведении образовательный процесс специально организован специалистами-преподавателями, и поэтому результат его не может быть случайным. Для коллектива колледжа имело большое значение, что в 2006 году учебное заведение было назначено базовым среди ссуз Республики Мордовия, а директор колледжа возглавил Совет директоров ссуз. Достижения и проблемы других учебных заведений более явственно для нас проявились, мы получили открытый доступ к изучению передового педагогического опыта коллег, получили возможность внедрять свои педагогические идеи, осуществлять технологические подходы в работу этой общественной организации. Научно-методический центр Совета директоров имеет 12 методических объединений и в рамках этой организации проводится очень большая и полезная работа, однако, к сожалению, она никак не финансируется.


personalnyedannyedeti


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам